Статьи о НПТ

20-летие "Университетской жизни", 23 сентября 1986г.


В НОВОМ ИЗМЕРЕНИИ

В кабинете электротехники пусто: занятия начнутся в октябре, а пока проверяются лабораторные работы, готовится кабинет к учебному году.
20 лет преподает в техникуме ТОЭ М. М. Шумская; лаборант лаборатории ТОЭ - В. В.Неумытых, выпускница НПТ 1971 г.
Время сейчас такое и возможности таковы, что планы принимаются напряженные и результаты прогнозируются ощутимые. Само но себе это требует предельной реалистичности в оценках, предельной выверенности самых первых шагов по намеченному пути.

Наш ориентир таков - сблизившись с университетом, находясь в уникальной среде Новосибирского научного центра, техникум может и должен стать учебным заведением принципиально нового типа, учебным заведением дня завтрашнего. Наши первые шаги - глубокая "эвэмизация" учебного процесса, энергичное использование преподавателями активных, развивающих методов обучения, как можно более раннее подключение ребят к работе на нужды обучения, производства, науки. Отрадно видеть, что в появление в учебных аудиториях вычислительной техники, пусть даже в своем качестве далеко не удовлетворяющей наши самые насущные потребности, приводит к большим сдвигам в овладении практическими навыками, ускоряет этот процесс. Следовательно, возникают предпосылки для более широких теоретических обобщений, понимания основ инженерного труда. Проведение занятий в режиме коллективного мыследействия, организационно - деятельностных игр пробуждает интерес не только к изучаемым дисциплинам, но также взаимный интерес преподавателя и группы, интерес к личностям друг друга, учит культуре межличностного общения, умению соотносить свои выводы с точкой зрения коллег собеседников.
Анализируя пройденный путь, мы видим, что могли сделать больше, могли двигаться быстрее, возможности были. Они есть сейчас, еще более разнообразные и содержательные. Их реализация предмет нашей активности.

Внутри коллектива мы должны отбросить все те формы работы, которые искажают ее содержание, зануляют творческий потенциал коллектива. Речь идет о принципах разработки учебных планов и программ, организации занятий, всего учебного процесса. Мы решительно отказываемся от среднего уровня подготовки специалистов, а следовательно, от усредненных критериев содержания программ и оценки деятельности преподавателей. В настоящее время по согласованию с Минвузом РСФСР мы начинаем сложную работу по структурированию всего блока учебных дисциплин у программистов с тем, чтобы следующий учебный год начать по-новому. Много плесени в пашей воспитательной работе, в деятельности общественных организаций. Расставаясь с какой-либо заскорузлой формой, из которой уже давно выхолощено всякое содержание, мы беспомощно барахтаемся в море сегодняшней действительности, требующей не перестройки вообще, а умения быть в постоянной готовности к перестройке, т. е. в готовности к немедленному, быстрому, гибкому реагированию па запросы практики. Молодежь лучше чувствует сегодняшний день, ее ощущения не опосредованы шелухой формалистики. Если наши предложения и начинания встречают у молодежи поддержку и желание активно действовать, значит, мы выбрали верный путь. Когда мы говорим у себя в техникуме о самоуправлении, то имеем в виду добиться такого положения дел, когда молодежный барометр работает чисто, без помех. Идти в йогу со временем, значит, идти в ногу с молодежью!
Что касается реализации возможностей, заключенных в различных формах кооперации и содружества, то она предполагает взаимную активность сторон, их взаимный интерес.

Здесь наиболее ощутимы успехи в развитии сотрудничества с университетом, которое питается финансовой и технической помощью со стороны университетских подразделений, предполагает методическое руководство происходящими у нас качественными изменениями в учебном процессе, закреплено действиями в рамках единой партийной организации. Это лишь первый этап и, если говорить честно, то со стороны университета он характеризовался определенной пассивностью. Главная цель - двухступенчатая подготовка специалистов - пока не вычерчена в деталях. Ректорат НГУ хорошо понимает проблему, по сейчас важно определить круг лиц, которые смогут участвовать в выработке стратегии. Радуют, на пример, некоторые задумки, высказываемые деканатом физфака со свойственными ему оптимизмом и смелостью. Безусловно, что и математический факультет предложит конструктивные решения. Вдохновляющим примером может служить нам симбиоз НГУ - ФМШ.

Сибирское отделение АН СССР техникум по праву называет своим отцом. СО АН не только создал данное учебное заведение, но и продолжает занимать в его жизни самое видное место. Более чем в двадцати организациях ННЦ проходят свою практику учащиеся техникума. И если сегодня мы гордимся предельно высоким уровнем реальности дипломных проектов, выполняемых нашими выпускниками, то заслуга здесь, несомненно, в высококвалифицированном руководстве со стороны сотрудников академических институтов. Начиная с 1987 года мы перейдем к предварительному распределению будущих выпускников уже на третьем курсе, чтобы в течение выпускного, четвертого, они проходили длительную практику и дипломирование непосредственно на местах своей дальнейшей работы. Думаем, что при этом возрастет ответственность лабораторий и отделов за организацию и содержание практики. Ряд институтов и отделение в целом подключились сейчас к решению практических задач, связанных с компьютеризацией школы. Само по себе это предполагает не только проработку неких общих положений и не только оказание материальной помощи школам в оснащении вычислительной техникой, но также огромную работу по созданию пакетов программ, используемых в обучении. При нормальной кооперации техникум мог бы оказать в этой работе существенную помощь, предлагая своим учащимся соответствующие задачи в качестве курсовых или практических работ. Орган, который курирует в Президиуме СО АН весь комплекс проблем, связанных с компьютеризацией образования, должен учесть наши предложения.

Совершенно немыслимо сегодня наше существование без тесных контактов с предприятиями, внедряющими современные технологии на базе широкого использования микропроцессоров и вычислительной техники. С некоторыми из них, например, такими, как производственное объединение "Вега" мы заключили договоры о целевой подготовке специалистов, о всестороннем сотрудничестве на этой основе. Предприятия охотно идут нам навстречу и наша забота - оправдать их надежды и доверие, что возможно только в одном случае - при постоянном росте качества обучения.

Производство - наука - образование. Триединый комплекс. И очень важно, чтобы его составные части искусственно не разделялись, чтобы они хорошо знали друг друга, остро чувствовали нужды друг друга. Будем надеяться, что вскоре отношения между ними будут поставлены на крепкую экономическую основу. В частности, те, кто заказывает себе молодых специалистов, могли бы платить за их обучение.

Объективная самооценка - источник продуктивной самодеятельности, предприимчивости, инициативы. Она ядро нашей гражданской совести, она побуждает нас мыслить и действовать по-государственному, использовать любую возможность для лучшего выполнения своей задачи, выверять свои сегодняшние поступки меркой завтрашнего дня. Нам двадцать лет, мы молоды и по-хорошему честолюбивы. Замыслы наши реальны, энергия у нас есть.

От имени творческой части коллектива НПТ
В. ЛАСКИН.


ЗА ПЕРОМ РЕДКОЙ ПТИЦЫ

Клуб возник в феврале 1977 г. Собирались зимними вечерами, рассказывали прочитанное о природе, и вечера эти превращались в маленькие путешествия - в лес, в степи, в лето, в природу вообще. Состав клуба меняется каждые 2 - 2,5 года, т. к. члены его - студенты техникума. Зима 1977 г. - первое поколение клуба. Не было у нас своей клубной комнаты, не было походов и поездок в лес, не были еще созданы фильмы, альбомы, множество газет. Это все появилось потом.

Позже были поездки на совещания студ. дружин по охране природы, были мнргочисленные мероприятия в техникуме и за его стенами, посвященные пропаганде охраны природы и бережного отношения к ней... Но в эту зиму было только первое столкновение с удивительным миром, называемым природой, который нас всегда окружает и который, как ни странно, можно не заметить, не понять. Так прожить рядом с ним, используя его, но не научиться понимать.

Тогда же возник девиз клуба - "не пройди мимо прекрасного". Имелось ввиду - не пройди мимо прекрасного мира природы равнодушно, как потребитель. В клубе были свои будни, свои праздники. Появилась эмблема и даже клятва, в которой мы обещали "пропагандировать охрану Природы всегда и везде, беречь мой Лес, мою Реку, мои Деревья, мою Траву, мои Цветы". По словам Вл. Солоухина "если сто лет назад поэт мог созерцательно говорить, что Земля прекрасна, то в современной поэзии всегда за этими словами стоит тень. Всегда подразумевается, что прекрасная Земля может превратиться в голый, обугленный "камень". Это не только в поэзии, но и во всей нашей жизни чувствуется всегда, стоит только заговорить о природе. Поэтому в клубе были частыми разговоры об охране природы, а из этих разговоров потом сформировались дела. Мы делали фильмы и слайд-фильмы: выпускали стенгазеты, проводили беседы; делали альбомы, участвовали в выставках, конкурсах, и т. д. Всего было много, каждое поколеление клуба жило своей жизнью.

Как только клуб возвращался из большого похода - возникала потребность поделиться с другими. Так клуб стал не просто клубом любителей природы, но и клубом кинолюбителей. В 1980г. мы прочитали книгу Е. А. Крутовской "Имени Айболита" - о живом уголке в Красноярском заповеднике "Столбы". Ярко, трогательно и эмоционально рассказано и книге о госпитале для зверей. В июне 1981 г. клубовцы отправились в поход па красноярские "Столбы". Там мы сняли фильм "За пером редкой птицы". Фильм наполнен тревогой и беспокойством за то, будем ли мы спокойно говорить, что земля прекрасна, или тень, стоящая за этими словами, будет расти.

На эти мысли натолкнул нас вид зверей, живущих в клетках, а не на воле. В клетки они попали, став жертвами браконьеров. В походе на озеро Линево в Томской области был снят фильм "Одолень-озеро". Фильм был наполнен нашим настроением и получился удачным. На областном конкурсе кинолюбителей он занял 1 место среди документальных фильмов.

За 9 лет и клубе создано 12 фильмов, 6 слайд-фильмов. Мы участвовали в 6 различных конкурсах любительских фильмов (областных, всесоюзных). Нас три раза приглашали на всесоюзные совещания дружин по охране природы, и мы принимали участие в них. Было много походов - однодневных, утренних, и пять крупных - в красноярские "Столбы", Западный Саян, в Томскую область и т. д. Каждый год приходят в клуб новички. И хотя формы работы с каждым поколением различны, однако цели и задачи клуба общие: воспитание у ребят чувства .любви и уважения к природе, к ее жизни и законам.
Прежде всего надо помочь каждому не остаться слепым к красоте. Для этого надо воспитать в человеке ожидание красоты, стремление н ней, готовность ее воспринять.

Если человек научится понимать свою неразрывную связь с природой, то это позволит подняться каждому на новую ступень в отношении людей друг к другу. В Клубе бывают удивительно любознательные и добрые ребята. Это, например, Тамара Хомякова, Вера Угон, Саша Жарких, Вика Головко, Лариса Лаврентьева, (сейчас она студентка 2-го курса математического факультета НГУ) - своеобразный чемпион Клуба. Она больше всех была в походах, больше всех работала по пропаганде охраны природы, является автором и соавтором пяти фильмов.
Когда такие люди уходят из стен нашего клуба, то веришь, что они глубоко прочувствовали и приняли идеи клуба и всегда будут пропагандировать их.


Преподаватель Н.ФИЛИППОВА.


ТЕХНИКУМ ПРОБУДИЛ ИНТЕРЕС

Четыре года назад передо мной стоял выбор - куда пойти учиться. Так сложились обстоятельства, что я поступила в Новосибирский политехникум на отделение программирования. И пусть вначале этот выбор был большей частью случаен, потом я никогда не жалела, что все получилось именно так.

Программирование у нас вела Любовь Ивановна Ковалева. И эти уроки были не только самыми интересными, но к самыми трудными. Но, как говорится, "трудно в ученье - легко в бою". Это я поняла, когда после окончания техникума работала в Институте ядерной физики. Работала на микро-ЭВМ, где была и программистом и оператором в одном лице. Вот здесь и пригодились знания и алгоритмических языков, и операционных систем, и навыки по отладке программ. Но чтобы работать инженером - программистом, нужно иметь большую математическую базу, чем дается в техникуме. Это привело меня на математический факультет университета. И еще очень важно то, что техникум не только дал основы знаний, но пробудил интерес к дальнейшему обучению. И более того, помог сориентироваться, стало ясно, где учиться и чему учиться.

Л. ЛАВРЕНТЬЕВА, гр. 521.


НАШ СОВРЕМЕННИК

Константин Викторович Мурин, выпускник отделения ЭВМ Новосибирского политехникума, награжден орденом "Знак Почета". Правительственной награды он удостоен за активную работу в студенческих строительных отрядах.

Мурин - коммунист. Партийная организация техникума, принимая его в 1984 году в члены КПСС, отметила в характере парня черту, которая служит основой подлинно марксистской идейности - по-пролетарски тверд и справедлив. Без этого не мог он стать авторитетным старостой в своей группе или боевым командиром в студенческом строительном отряде на Сахалине. Становление характера началось в семье, с малолетства под влиянием отца, имеющего классическую рабочую профессию - литейщик. Закалился характер в морской службе, где вчерашний второкурсник НПТ стал кандидатом в члены КПСС, робкий матросик преобразился в статного главстаршину. И в техникуме после службы прошел он нелегкое испытание. Согласитесь, взяться за учебники после перерыва в три года, догнать и перегнать товарищей в учебе - это, в лучшем случае, не просто.

Недавно Костя приступил к работе на вычислительном центре горисполкома. Начало трудового пути... Старт хороший. Курс верный. Удачи тебе, Константин Мурин!

Е. ВИДЯКИНА.


ЭТИ ТРУДНЫЕ И ПРЕКРАСНЫЕ РОЛИ

В актовый зал политехникума быстро вошла, почти вбежала невысокая, немолодая, очень подвижная женщина, раскрасневшаяся то ли от мороза, то ли от азарта. В зале сидели два парня и три девушки, пришедшие по объявлению на первое занятие драмкружка.
- Давайте создавать свой студенческий театр!

Так странно, так нереально прозвучало это предложение в пустом, вымороженном зале.
- Театр,- неуверенно усмехнулся один из ребят.- Нас так мало...
- Нас будет много. Надо только начать. Надо сделать только один шаг на сцене. Игра заразительна, а актерство - отличная болезнь. Давайте начнем наш театр с комедии. Предлагаю "Проделки Скапена".

За те шесть лет, что прошли с того вечера, нас действительно стало много. Сыграно 12 спектаклей. Давайте вспомним участников первого - а первым были по-мольеровски праздничные "Проделки Скапена" - первые артисты, ау! Трое откликнутся сразу. Скапен - Саша Назаров учится в НЭИСе, комсомольский секретарь факультета, Вика Нужина - студентка НЭТИ, Лена Волкова поступила в этом году в НГУ. Пылкий Леандр - Игорь Рыбалов - пишет письма из армии, он далеко. Сережа Мосиенко уже отслужил и теперь работает на БРЗ. Так до сих пор и "болеют" театром.

А стало их действительно много. Постоянный состав самоде-ятельного драматического коллектива НПТ - тридцать человек. Стереотип: в "нормальном" драмкружке бывают только девочки, парень - экзотика. Здесь не так. Парни составляют здесь половину. Самый знаменитый из них - Игорь Демидов, друзья зовут его Гудвин. В политехникуме помнят его неуверенно-самоуверенного Жеронта из первого спектакля, мрачно-романтического Тео из военной вещи "Весенний день 30 апреля", многоликого и всегда зловещего Дракона в одноименном спектакле по Евг. Шварцу. "Дракон", кстати сказать, ставили и играли в ФМШ.

Ребята из политехникума и фымышата-литклубовцы организовали "взаимопосещение" своих таких разных спектаклей. Подружились. Дружат и теперь. А Игорь-Гудвин, закончив техникум служил в Армии, теперь работает в ИЯФе. В новом спектакле "Жестокие игры" у него самая трудная роль.

Кого бы еще не забыть из "старичков"? Вот кого - Ирину Волобуеву, сейчас Черных. Человек-комбайн: хорошо работает по специальности, заочно учится на 4-ом курсе мехмата Уральского университета, проводив мужа (тоже заядлого драмовца) в армию, воспитывает маленького сынишку, при этом играет, да еще как. Как по-разному! Как непохоже! Возвышенная Галя из революционной драмы "На Молдаванке музыка играла", добродушно - уморительная кормилица в "Ромео и Джульетте" и такая бесконечно прекрасная в своей старости Анна Андре-евна из "Салюта динозаврам".

Что же это? - спросите вы,- все выпускники и выпускницы. Кроме выпускников политехникума кто-нибудь в этом коллективе еще есть?
Есть. Есть еще студенты НГУ, есть "фымышата". А больше всего - нынешние студенты политехникума. Так что насчет творческой смены все в порядке. Сейчас они ставят сразу три вещи: спектакль по пьесе Алексея Арбузова о молодежи, его же "Старомодную комедию" и... экзистенциаль- ную, очень трудную, очень необычную героическую вещь о французском Сопротивлении, называется она "Победители". Если учесть еще детскую часть коллектива, можно понять, что главрежу теперь одной не справиться. Вовсю работают "очередные" режиссеры из ветеранов - А. Назаров и В. Нужина, тоже, если хотите, "человеки-комбайны". Руководит нашим театром на общественных началах Октавия Андреевна Миндолина, та самая женщина, которая столь оптимистически была настроена шесть лет назад. Оптимизм не изменяет ей и сейчас. Пожелаем нашему театру успехов.

Худрук студклуба НПТ, участник театра О. МЕЛЬНИК-ВОРОБЬЕВА.

_________________

Конец раздела