![]() | Виктор Вениаминович
|
Виктор Вениаминович Мануйлов связан с Новосибирском с 1940 года, когда по направлению приехал работать на завод имени Чкалова главным инженером. За свою деятельность в годы войны был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В 1948 году стал директором Новосибирского авиационного техникума. Потом работал в Западно-Сибирском совнархозе. В 1966 был приглашен академиком М. А. Лаврентьевым на должность директора Новосибирского Политехникума.
Виктор Вениаминович скончался в 1986 году. Из его архива мы публикуем "Первые шаги" (воспоминания о создании НПТ) и небольшие рассказы: "Урок с яблоками", Седьмая симфония", "Кошка и малышка", "Щенок", "Потеряный кадр".
"Для подготовки молодежи, кроме Новосибирского Государственного университета,
был задуман политехникум, готовящий специалистов, работающих на ЭВМ,
на физических и химических установках..."
М. Лаврентьев. Прирастать будет Сибирью.
Москва, "Молодая гвардия", 1980, литзапись Н.А. Пришвин, 175с., стр.31.
В феврале 1966 года в яркий зимний день по приглашению Михаила Алексеевича Лаврентьева я ехал в Академгородок для встречи с ним. Запомнились мелькавшие за стеклами автомобиля вековые сосны с красноватыми стволами и тяжелой сине-зеленой хвоей, голубое небо, шоссе, убегающее куда-то в лес.
Меня, привыкшего к суете Совнархоза и других "высоких" учреждений, приятно удивила пустота и тишина маленькой приемной. Узнав, кто я, секретарь тут же пригласила меня в кабинет. Со смешанным чувством любопытства, уважения и даже почтительного преклонения переступил я порог служебного кабинета президента Сибирского отделения Академии наук СССР академика Лаврентьева.
Это на миг. Затем все стало на место, беседа потекла непринужденно и просто. Сибирскому отделению нужен техникум для подготовки кадров среднего звена. Кроме того, в Академгородке растут школьники, из которых, конечно, далеко не все попадут в университет. А в город ездить далеко. По содержанию и уровню учебно-воспитательной работы техникум должен "вписаться" в комплекс институтов и учреждений научного центра, Я высказал некоторые свои мысли и соображения о совместной работе учебного заведения с руководителями лабораторий академических институтов и опытным заводом. Они были восприняты Михаилом Алексеевичем благожелательно. Мы быстро согласовали все узловые вопросы создания техникума. Однако, желая завербовать меня окончательно, а может быть в силу человеческой доброжелательности и увлеченности, он вышел из-за стола, взял в руки трехметровый ствол сучковатой, необструганной сосенки, служивший ему указкой, и, подойдя к карте Сибири, занимавшей всю стену против трех окон его кабинета, стал посвящать меня в планы развития научных и учебных заведений на Севере, Востоке и даже на Чукотке и Сахалине.
За время нашей беседы не звякнул ни один телефон, ни разу не открылась дверь, никто не входил со срочными бумагами, хотя я прекрасно понимал, насколько напряжены многочисленные каналы связи, тянущиеся к этому простому человеку со всех концов его огромного хозяйства.
Секретарь проводила меня столь же приветливо, как и встретила.
С этого началась история создания Новосибирского политехникума. Началась она с нуля. Не было ничего, кроме идей. Мысленно мы решили все вопросы: о названии, о том, что сначала техникум разместится во временном помещении, а потом вскоре будет построено здание. Общежития не надо, контингент учащихся будет "местный", преподаватели в Академгородке найдутся - это не проблема, с руководством вопрос решен, определены специальности, по которым будет вестись подготовка, а главное, сформулировано на основе взаимного понимания общее направление содержания работы, сводившееся в основном к тому, что это будет техникум, достойный сибирского научного центра.
На самом же деле ничего не было.
Учащиеся восьмых и десятых классов "академовских" школ сидели за партами и не знали о том, что летом некоторым из них представится возможность подать заявление в техникум. Куда? Неизвестно. Не было адреса, не было даже временного помещения, не было инвентаря и учебных пособий, не было преподавателей, не было руководства. Будущий директор (автор этих строк) работал начальником Западно-Сибирского центра научно-технической информации и пропаганды, сохранившегося вместе с Управлением материально-технического снабжения от расформированного совнархоза. Центр подчинялся государственному комитету по науке и технике в Москве, "ходил в передовых", и его начальнику переменить профессию было вовсе не просто. Вопрос о заместителе директора техникума вообще пока не возникал.
Но история все-таки началась. Каковы же были объективные условия, в которых она началась? Условия эти были крайне неблагоприятными. В стране не было недостатка в специалистах средней квалификаций - техниках. Эта проблема давно была решена. Во весь рост стояла задача всемерного улучшения качества подготовки специалистов. Отошли в историю времена, когда каждое открытие нового института, и даже техникума, широко освещалось в печати и расценивалось как крупная победа в социалистическом строительстве. Считалось, что система высшего и среднего специального образования в СССР решила успешно количественную сторону подготовки квалифицированных кадров инженеров и техников, и сейчас всё дело лишь в том, чтобы сделать специалистов более инициативными, более осведомленными, умеющими самостоятельно в сложной обстановке находить правильные научно-технические решения.
Как только прозвучало намерение М. А. Лаврентьева образовать в Новосибирском Академгородке техникум, так сразу же активно заработали противники этой идеи.
Академия наук своих высших (и тем более средних специальных) учебных заведений не имеет. Поэтому средства, имевшиеся в распоряжении Михаила Алексеевича Лаврентьева, не могли быть обращены на строительство и содержание техникума. Право расходования таких средств сохранялось лишь за одним ведомством - Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР.
Министр высшего и среднего специального образования РСФСР Всеволод Николаевич Столетов сразу же занял резко отрицательную позицию. В Новосибирске 38 техникумов (а с областью около шестидесяти). Они готовят специалистов по 105 специальностям, поэтому потребность Сибирского отделения Академии наук СССР в кадрах средней квалификаций в любых вариантах может быть удовлетворена за счет распределения очередных выпусков. Никакой необходимости в создании нового техникума в Новосибирске, по мнению Столетова и его ближайших помощников, не было и быть не могло.
Это мнение сейчас же нашло поддержку в Министерстве финансов РСФСР и Госстрое, которых постоянно разрывали на части отраслевые министерства и ведомства, требуя средств на капитальное строительство и для своих текущих нужд.
Большинство членов президиума Сибирского отделения Академии наук также оказалось в оппозиции. Они разделяли точку зрения Минфина, Минвуза и Госстроя по существу, а также ещё и потому, что они понимали, что любое новое учреждение, опекаемое Сибирским отделением Академии наук, отвлечет средства и ресурсы, которыми располагает президиум.
Михаил Алексеевич Лаврентьев имел в ЦК КПСС и в правительстве высокий авторитет. Мне неизвестно, с помощью каких личных встреч, телефонных переговоров и какого обмена письмами и телеграммами, но вопрос, вопреки всем отрицательным доводам и предпосылкам, был решен в пользу создания техникума.
28 июня приказом № 373 Министром высшего и среднего специального образования РСФСР был образован Новосибирский политехникум. Министерство не располагает правом самостоятельного открытия и закрытия учебных заведений, на что необходимо специальное решение Совета Министров РСФСР. Ясно, что не без участия ЦК КПСС такое решение состоялось, в связи с чем В.Н. Столетов и подписал приказ, который совершенно противоречил его личному мнению и оскорблял его. Издавая приказ, Столетов не упустил случая включить в текст дипломатическую формулировку: "принять к сведению заявление Президента Сибирского отделения Академии наук СССР академика М.А. Лаврентьева о том, что к будущему учебному году техникуму будет построен учебный корпус, рассчитанный на 900(!) человек учащихся.
Я стал энергично заниматься вопросами организации техникума, не прекращая исполнения обязанностей на прежнем рабочем месте. К этому времени мне удалось получить согласие Фарита Нагимовича Мирсаяфова на его переход на работу во вновь организуемый техникум в качестве заместителя директора по учебной работе. Я знал его по прошлой совместной работе в авиационном техникуме как человека безупречно честного, беспредельно преданного делу обучения и воспитания специалистов, как коммуниста, всегда и во всем ставящего интересы дела выше своих личных нужд и забот, работающего не за страх, а за совесть, не щадя своих сил и здоровья и не считаясь со временем. По моему представлению кандидатура его успешно прошла согласования во всех партийных и административных инстанциях. Одиннадцатого июля 1966 года приказом Министра Столетова Фарит Нагимович Мирсаяфов был назначен заместителем и одновременно исполняющим обязанности директора Новосибирского политехникума.
Исполком Советского района принял постановление о передаче на правах аренды Новосибирскому политехникуму здания школы № 61, которая как раз весной 1966 года получила от строителей новое школьное здание в этом же микрорайоне.
Но, если новой школе подарили здание, то в обмен Новосибирскому политехникуму остался скромный деревянный (даже не брусчатый, а именно деревянный, собранный из каких-то дощечек и планок) двухэтажный домик, который в прошлом когда-то был жилым восьмиквартирным домом.
Строительство Академгородка начиналось в 1956-57 годах с создания жилищно-бытовой базы строителей. Создатели уникального мирового научного центра должны были жить вблизи строительства, иначе не могло и быть. Поэтому неподалеку от зоны, в которой в будущем расположатся институты, лаборатории, жилые дома, магазины, школы и всё, что поглощается понятием "Академгородок", был создан временный поселок строителей. Он был собран из щитовых конструкций, почему и получил индекс названия, сохраняющийся и в 1981 году - микрорайон "Щ". Здесь же в помещениях барачного типа были размещены Райком КПСС, Райисполком, Управление "Сибакадемстрой", больница и школа-восьмилетка.
Школа-восьмилетка была размещена в жилом двухэтажном восьмиквартирном доме, переоборудованном под школьное помещение. В нем было 8 аудиторий (классов), по 60 кв.м. каждая, и микроскопические комнатки для размещения директора, учебной части, завхоза. Общая полезная площадь этого "здания" составляла 500 кв.м. Вот оно и было передано техникуму.
12 июля 1966 года Мирсаяфовым был издан приказ № 1 по Новосибирскому политехникуму. В нем повторялся текст приказа Министра № 373 от 28.06.66 г. и сообщалось о его вступлении в обязанности и.о. директора техникума.
Когда впервые я увидел Новосибирский политехникум, то это было небольшое строение, на входной двери которого кнопками была прикреплена бумажка канцелярского формата с надписью, написанной авторучкой: "Политехникум". Перешагнув порог и пройдя маленький коридорчик, я очутился в комнате, в которой всё было размещено на полу. На полу стояла пишущая машинка, лежали стопки каких-то бумаг, личные дела абитуриентов, шпагат, оберточная бумага, флакончики с конторским клеем, чернилами и другая хозяйственная и канцелярская мелочь. В комнате было 3-4 табуретки. На одной из них восседал и.о. директора Мирсаяфов, а напротив него стоял переминавшийся с ноги на ногу абитуриент. На полу лежали стопки книг, учебников и разных учебных пособий, стоял деловой шум. Рабочая обстановка. Шёл процесс приёма учащихся. В то время в штате техникума были и.о. директора Мирсаяфов, бухгалтер Остапенко, библиотекарь Коновалова, завхоз Церпята, лаборант Дарькина, секретарь-машинистка Гончаренко. Я тогда был кандидатом на пост директора, и посещение моё носило познавательный характер. Вопрос о моём перемещении решался где-то в верхах пока без моего участия. До начала учебного года оставалось 39 дней.
Вторая встреча с политехникумом запомнилась мне надолго. Я приехал из города электричкой дня через три, но слишком рано. Дверь оказалась запертой, пришлось ожидать прихода кого-либо из "руководства". Сидел на скамеечке в ограде, ожидал... Запомнилась удивительная, церковная тишина листвы, жгучее солнце, прохлада тени. Пришел какой-то парень, прочитал бумажку на двери, походил по дорожке, сел на скамеечку со мной рядом. Помолчали. Потом он спросил:
- А вы тоже поступать в техникум?..
И, не получив ответа, добавил:
- На вечернее отделение?..
Я не спешил с ответом. Ещё помолчали.
Потом сказал:
- Да... Я тоже поступать...
Позже встретились с ним на уроке в группе вечернего отделения: он в качестве ученика, я в роли преподавателя. Виктор Иванов не растерялся и, когда я проходил по проходу между столами и поравнялся с ним, он широко и приветливо улыбнулся:
- А-а-а. . . Да мы с вами знакомы! . .
- Конечно, - ответил я, - вместе поступали!..
В Сибирском отделении Академии наук активное участие в создании политехникума принимали заместитель председателя президиума СО АН СССР академик Горбачев Тимофей Федорович и начальник управления кадров Сорокин Владимир Григорьевич. Кроме того, идея создания техникума нашла поддержку в РК КПСС со стороны его первого секретаря В.П. Можина и в Обкоме КПСС у первого секретаря Ф.С. Горячева и секретаря М.С. Алферова.
Негативное отношение министра Столетова к открытию Новосибирского политехникума сказалось на отношении Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР к нашему учебному заведению. Вся документация, необходимая для работы, отправлялась в Новосибирск с большим опозданием. Для составления расписания занятий нужны были учебные планы по специальностям. Их не было. Для проведения вступительных экзаменов нужны были экзаменационные билеты. Их не было. Не было доверенности на право распорядительства кредитами, в результате чего все зачисленные в техникум с июля 1966 года и позднее сотрудники и преподаватели в течение трех месяцев работали, не получая зарплаты.
Что касается хозобеспечения, то здесь министерство "задержалось" с документацией на целый год! Такова была расплата за настойчивость позиции.
Как удалось Фариту Нагимовичу Мирсаяфову за месяц с небольшим собрать необходимое число абитуриентов, провести вступительные экзамены и процедуру зачисления, как и откуда он "стаскал" полуполоманные столы, стулья и табуретки, я до сих пор не пойму. Известно только, что первого сентября 1966 года в трех группах дневного отделения и в трех группах вечернего отделения Новосибирского политехникума начались занятия. Отсутствовавшие учебные планы, программы, экзаменационные билеты Фарит Нагимович раздобыл в техникумах города Новосибирска. С благодарностью вспоминаем, что с учебниками на первых порах помог Томский приборостроительный техникум. Преподаватели "нашлись" для начала в Академгородке.
Ими стали:
Чусовитина Антонина Михайловна
Юсина Елена Прокопьевна
Шумская Маля Михайловна
Пупышев Евгений Иванович
Швецова Элеонора Петровна.
Кроме того, для работы по совместительству были привлечены Глазнева Г.В., Костылев Ю.В., Валова Ж.А., Касьянова Н.В., Юровский Ю.Д., Авершин А.Л. и Чукаева Э.А.
Первый состав приятых в техникум учащихся был очень неровным.
На дневном отделении были образованы на базе полной средней школы две группы: гр.126с - специальность ЭВМ, гр.046с- электроприборостроение и гр.126 - специальность ЭВМ на базе восьми классов. На вечернем отделении: на базе полной средней школы группа В126с по специальности ЭВМ, гр.В046с - по специальности электроприборостроение и гр.В046 на базе восьми классов по специальности электроприборостроение.
Этот набор и набор следующего 1967 года были единственными за всю историю техникума, состоявшими из лиц местного населения, хотя среди десятиклассников-дневников уже тогда выявились "фальшивые" местные жители. Числясь местными, они на самом деле жилья и постоянной прописки не имели, работали в учреждениях СО АН, маялись по частным квартирам, нелегально ночевали у товарищей в общежитиях.
Группы 126с и 046с подобрались ровными и довольно сильными по составу. Группа дневного отделения 126 была скомплектована с трудом из случайных подростков и девушек, многие из которых характеризовались как трудные. Учащийся Новоченко из этой группы с первых же дней учебы был вызван в суд в качестве обвиняемого по делу угона и присвоения не принадлежавшего ему мотоцикла. Конечно, среди других подростков в этой группе он был героем, сразу же захватил лидерство, и преподавателям с первых же дней пришлось решать сложную воспитательную проблему, как работать с такой группой.
Две группы вечернего отделения на базе 10-ти классов В126с и В046с подобрались на редкость сильными по составу. Они были скомплектованы из лиц, работавших в институтах по ремонту приборов, овладевших этой профессией на основе, главным образом, своего горячего желания и с помощью мастеров. Дипломов они не имели, что и привело их в техникум. Некоторые учащиеся из их числа были старше 30-40-летних преподавателей. В последующие годы столь сильного состава техникум уже не мог набрать ни разу. Что касается группы В046, то она тоже была слабой, как и на дневном отделении.
15 сентября Госкомитет по науке и технике под нажимом Михаила Алексеевича Лаврентьева и Новосибирского обкома КПСС издал приказ об освобождении В.В.Мануйлова от обязанностей начальника ЦНТИ с переводом в Новосибирский политехникум. Министр высшего и среднего специального образования РСФСР издал приказ о назначении меня директором лишь 21 октября 1966 года. В связи с образовавшимся разрывом между освобождением и назначением более чем в месяц и невозможностью выплаты за это время зарплаты, Министерством высшего и среднего образования РСФСР был издан приказ № 577к от 24.10.66г. "считать Мануйлова В.В. назначенным на должность директора с 15 сентября 1966 года".
Так образовался коллектив преподавателей, персонала и учащихся.
Теперь сквозь призму лет кажется, что всё так и должно было быть... Но я, как бывший директор этого учебного заведения, не могу не сказать о том, что объединило и сплотило этих людей, превратив их в организованный коллектив.
В то время завершалась первая очередь строительства Академгородка. Поднялись институты, были построены и заселены жилые микрорайоны, построен университет с комплексом общежитий, гостиница-люкс "Золотая долина", коттеджи академиков, кинотеатр "Москва". Город в лесу. Лес в городе! Магазины, школы, детские сады и ясли, прекрасная планировка!.. Завершалось строительство торгового центра и Дома ученых. Оба эти сооружения обещали стать уникальными, неповторимыми.
Коренные жители - сибиряки, и особенно новосибирцы, естественно, гордились Академгородком. Крупный вклад в науку, сделанный Центральным комитетом партии и правительством, обещал огромные выгоды государству.
Логично предположить, что люди, пришедшие работать на пустое место в политехникум, руководствовались, прежде всего, соображениями материального характера. Всем надо работать. И им тоже. Однако, если приглядеться к ним внимательнее, то станет ясно, что они могли бы найти применение своим способностям в институтах, учреждениях и организациях Академгородка.
В то время всех нас захватил пафос строительства, создания нового. Мы знали, что всё, что выросло здесь в сосновом лесу, обернется когда-то научными открытиями, созданием новых, высокопроизводительных методов и технологических процессов, что все это станет крупным вкладом в строительство нового общества. Конечно, на переднем плане этого прорыва в Коммунизм - научно-исследовательские институты. Но, как всякий фронт, они не могут одержать побед без тыла. А тыл в Академгородке - это магазин, больница, поликлиника, детский сад, ясли, школа, техникум. Да, да!.. И техникум. Техникум тоже тыл науки. Причастность к всенародному, историческому подвигу, сознание нужности нашего труда - вот что было главным стимулом, объединившим и сплотившим первый микроколлектив преподавателей и сотрудников техникума. Насколько могучим оказался этот стимул, покажет будущее.
Итак, техникум заработал. По утрам в микрорайон "Щ" катились маленькие, однодверочные автобусики маршрута "36". Ходили они редко, с большими интервалами. С помощью этих автобусиков, а в основном пешком к техникуму добирались учащиеся и преподаватели, многие с опозданием, кое-кто вовремя. Всем всё нравилось, всё было по-домашнему. Опоздал - садись, потом догонишь.
Однако у руководства (руководство - это я и Фарит Нагимович) настроение вскоре стало портиться. В 1967 году предстояло принять на первый курс дневного отделения на базе восьми классов три группы по специальностям ЭВМ, аэродинамика и химики-аналитики, и на второй курс дневного отделения две группы: одну по специальности ЭВМ и другую по специальности вакуумная и ускорительная техника. Итого - 5 групп. На вечернее отделение 2 группы. Главная забота - "дневники". Где их разместить? Строительством нового здания не пахло. Фарит Нагимович комбинировал. Полагающуюся на первом курсе практику за отсутствием учебно-производственных мастерских (УПМ) самовольно перенес на второй год обучения. Одну из комнат стали оборудовать под УПМ. Нашелся Владимир Андреевич Серяков, работавший когда-то лаборантом в радиотехнической лаборатории авиационного техникума. Техник по образованию, член партии, он с энтузиазмом взялся за создание радиомонтажной учебной мастерской. Техникум не школа. Он, кроме среднего образования, даёт специальность. А поэтому (и для этого) ему необходимо иметь лаборатории и кабинеты по профилю специальностей.
Увы! Этого не могли понять в райисполкоме.
- Вам надо приять 5 групп. У вас есть 3, итого с 1.09.67 у вас будет 8 групп. Прекрасно. В "здании", которое мы вам дали 8 классов. Вы свободно размещаетесь в одну смену!
- Ну, а кабинеты, лаборатория. Мы же техникум!
- Какие еще кабинеты и лаборатория? Обождут! У нас целые институты не имеют площадей, а вы - кабинеты, лаборатории.
- Хорошо,- отступал я - Допустим, мы перейдем на двухсменную работу, как-нибудь перебьемся, но в 1968 году нам по государственному плану нужно будет принять еще 6 групп на дневное отделение. Шесть и восемь - четырнадцать. Куда мы их посадим, как разместим? Нужны дополнительные помещения, в школах, в институтах, где угодно. Дополнительных помещений не было, и разговаривать на эту тему со мной никто не хотел.
Никто. Но ведь есть же Михаил Алексеевич Лаврентьев. Я уже знаком с ним более года, встречался по необходимости много раз и всегда во всем получал поддержку и помощь.
У техникума не было своего автотранспорта. А необходимость в перевозках была ежедневной. Нужно было привозить продукты в буфет, имущество, добываемое с большим трудом, после того, как оно было "добыто", надо было доставлять в микрорайон "Щ" на ул. Вяземскую, № 17, а там уже образовалась необходимость "подкинуть" лыжников на базу. В общем, эта канитель бесконечная. Нигде взаимопонимания я не нашел. У всех транспорт был занят до отказа, возможностей помочь не было. Пришел к Михаилу Алексеевичу, рассказал, как бедствуем, звонок в Управление эксплуатационных служб к Лаврову, к Климину и - вопрос решен. Техникуму ежедневно выделяется грузовая автомашина сроком на полдня, с утра до обеда. Возите, пожалуйста, что надо и куда надо! Мы вздохнули с облегчением. Некоторые институты "не признавали" нас. На наши просьбы о предоставлении необходимых приборов и оборудования отвечали равнодушным отказом. И снова, после посещения Михаила Алексеевича, полная перемена отношения на 180°. Пожалуйста, выбирайте, что и сколько вам надо. То же самое с практикой, да и мало ли что ещё. Даже по мелочам, нужна ли бумага чертежная или лента для пишущих машинок - никогда ни в чем отказа не было.
Естественно, по вопросу о дополнительных площадях я надеялся на помощь Михаила Алексеевича. Однако здесь меня ожидало тяжелое, я бы сказал, даже страшное разочарование.
Выслушав меня, Михаил Алексеевич сказал:
- Никаких дополнительных площадей вам не надо, и даже в 1968 году, имея 14 групп, разместитесь в две смены. Ведь у вас 8 классных комнат. А до 1969 года еще далеко. Будет время - подумаем.
- Ну, а как же кабинеты и лаборатории?
-А они вам не нужны. Всю практику будете проходить в институтах. Как университет.
Это был конец всем моим надеждам.
Я понял, что Михаил Алексеевич, столь гордившийся связью университета с академическими институтами (в этом была главная особенность и отличительная черта молодого Новосибирского университета от вузов страны) не станет вникать в суть учебных планов техникума. Да и что для него учебный план? Ничто. Для техникума учебный план - закон. А для него учебный план ровно НИЧЕГО не значил, поскольку это был документ - плод творчества Министерства высшего и среднего специального образования Российской Федерации, которое он безжалостно критиковал за косность и отсутствие творческого начала в работе и с которым последние годы вёл по широкому кругу вопросов непримиримую борьбу, призывая к смелым экспериментам в образовании.
Впервые в жизни я почувствовал себя в вакууме. В состоянии невесомости. 37 лет я до этого проработал в системе крепкого руководства. В министерстве авиационной промышленности и в совнархозе была предельно высокая степень ответственности. Оплошал - отвечай на всю катушку. Но и в обиду тебя руководство не даст. А здесь - болото. Министерство, которому подчинен техникум, на всё умыло руки. Вам нужен транспорт - обращайтесь к Лаврентьеву, вам нужно оборудование - обращайтесь к Лаврентьеву, вам нужны дополнительные помещения - обращайтесь к Лаврентьеву. Мы ничем помочь не можем.
Увы. По вопросу о дополнительных помещениях к Лаврентьеву обращаться было бесполезно.
До сих пор вспоминаю август 1967 года, как страшный кошмар. Каждый день улетал листик календаря. Мы приняли учащихся - скомплектовали новых пять групп дневного отделения (итого их стало восемь!). Объявили об этом приказом по техникуму. Одну из восьми аудиторий переоборудовали в УПМ, две в лаборатории, одну отдали под буфет, одну - библиотеке. Осталось три комнаты на 8 групп. При наличии вечернего отделения трехсменная работа дневного отделения исключается. До первого сентября остается две недели - помещений нет.
Каждое утро всходит солнце, жизнь кипит, принятые учащиеся собираются на учебу. За каждым из них - их родители. Они знают, их дети приняты в техникум и 1 сентября начнут учебу. Преподаватели и работники техникума видели эти затруднения, но они верили руководству, и настроение у них было хорошим. Лишь два человека - я и Фарит Нагимович - понимали и, как иногда говорят, "кожей ощущали" безвыходность, весь драматизм сложившейся ситуации.
Неумолимое Время надвигало на нас "будущий учебный" год, а о строительстве техникума не было даже разговоров. Не было документов, в которых была хотя бы строка о строительстве учебного корпуса. Более того. Заместитель председателя президиума СО АН СССР Б.В.Белянин, которого я знал еще с времен военных лет (он тогда работал в ЦАГИ, я - на заводе им.В.П.Чкалова) доверительно по-дружески говорил мне:
- Строить техникум не будем. У нас нет на это денег. А если бы и были - у нас нет юридических прав. Ни Госстрой, на Стройбанк, ни Госплан этого не допустят!..
- Но как же подписи Лаврентьева и Горячева под письмом в ЦК? - говорил я.
- А...- отмахивался Белянин.
Мы с Фаритом Нагимовичем понимали, что строительство, даже при всех благоприятных условиях, это вопрос многих лет. Вначале нужна строка в плане (её не было), затем понадобятся источник финансирования, решение о площадке, проектное задание, затем проект и смета, затем договор между заказчиком и подрядчиком, и только после этого ковш экскаватора врежется в землю для рытья котлована под фундамент. Но фундамент не здание. Потребуются далее строительно-монтажный цикл, отделочные работы - и тогда может быть... когда-нибудь... Всё это терялось где-то в дымке тумана будущего, а сегодня оставалось две недели до начала учебного года, а размещать учащихся было негде.
Нам удалось уговорить Михаила Михайловича Александрова - заместителя Председателя райисполкома (Мучной И.П. - председатель - был в это время в отпуске) выдать нам постановление, которое разрешало занять под учебные помещения два барака в пустовавшем военном городке в Чербузах. Это были деревянные одноэтажные казармы, в которых размещалась военная часть Сибакадемстроя. Городок этот, хотя и оказался летом 1967 года пустым, однако, принадлежал генералу Иванову Николаю Маркеловичу, и юридических оснований распорядиться им у исполкома не было. Все же Александров подписал постановление в силу того, что, с одной стороны, понял безвыходность положения техникума, с другой - натолкнулся на непреодолимую стену сопротивления директоров местных школ, не желавших предоставить техникуму аренду.
Конечно, директоров школ понять можно. Любой квартирант школе нежелателен, тем более техникум, учащиеся которого по возрасту - школьники, однако, будучи "другим ведомством", неизбежно превращались в их заклятых "врагов".
Меня предупредили, что генерал Иванов - человек весьма крутого нрава и советовали держаться с ним осторожно. Наша встреча состоялась в начале сентября.
Никогда не забуду свежий сентябрьский холодок, хрустящий под ногами песок дорожек, приятная прохлада в аудиториях. Прохлада обеспечивается окнами, в которых отсутствует стекло, в связи с чем температура внутри помещения и вне помещения одинакова. Конечно, думаю, сейчас сентябрь. А что мы здесь будем делать в декабре, если не наладим отопление...
На главной дорожке появляется "Волга". Я веду урок в гр.187, вижу, из машины выходит "начальство"... Через пару минут дверь в аудиторию приоткрывается, и испуганный зам. директора по АХЧ Василий Егорович Лужковой докладывает:
- Виктор Вениаминович, Вас просит генерал Иванов.
Я попросил ребят вести себя тихо и вышел на дорожку. Не дойдя трех шагов к машине, остановился, вежливо поздоровался, поклонился. Николай Маркелович был взбешен. Глаза его беспокойно бегали, нижняя губа слегка вздрагивала. Он сделал шаг ко мне, на приветствие не ответил, задыхаясь от охватившего его негодования, с трудом прохрипел:
- Вы... Вы... пожилой человек...
И, повернувшись по-военному "кругом", рванул дверцу "Волги", захлопнул её с треском и укатил.
На другой день меня уведомил Александров, что директор школы № 125 Николай Николаевич Бондарев жаждет предоставить нам во второй смене, т.е. после двух часов дня, одиннадцать классных комнат.
Всё... Фронт был прорван. Техникум спасен.
В геологической истории планеты Земля есть периоды оледенения. Астрофизики утверждают, что вселенная расширяется. В истории Новосибирского политехникума наступил длительный период сжатия. Значимость их идентична. Лично я уверен, что период сжатия Новосибирского политехникума если не равен, то превосходит оледенение.
В 1970 году Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР направило к нам инспектора Аржанникова Василия Ефимовича с полномочием провести комплексную проверку деятельности техникума.
Василий Ефимович - ветеран Великой Отечественной войны, по довоенной и послевоенной деятельности - наиучительнейший учитель и педагог, добросовестно, в течение трех недель изучал работу техникума. Используя свои полномочия, он привлек с помощью Обкома КПСС более двадцати специалистов из техникумов города Новосибирска. (При этом ни мне, ни нашим преподавателям он не делал никаких скидок на условия, в которых мы работали.)
И вот проверка закончена. Едем в Обком к секретарю Михаилу Семеновичу Алферову докладывать выводы и итоги.
После обычных приветствий и краткого обмена мнениями о Сибири вообще, о Новосибирске, в частности, Михаил Семенович спросил:
- Ну, а что вы скажете о нашем политехникуме?
Помолчав, как бы собираясь с мыслями, Василий Ефимович ответил:
- Вы знаете, я двадцать лет работаю в министерстве инспектором, объездил весь белый свет, был в Магадане, на севере Урала, в глухомани в техникумах - бараках военных лет, но я нигде ничего подобного не видел.
Алферов молчал.
- И это тем более поразительно, что я это вижу в Новосибирске, - продолжал Аржанников. - В промышленном, научном, культурном центре Сибири, да что там Сибири - страны! Да к тому же где - в знаменитом, известном на весь мир Академгородке!.. Такой скученности, такой тесноты, таких грубых нарушений норм пожарных, санитарных, любых других, вы не найдете нигде в Союзе, и такой живучести и изобретательности учителей, чтобы существовать, не задохнуться и работать в этих условиях, вы тоже нигде не найдете. Гордитесь. У вас действительно масштабный край!
Алферов молчал. Потом снова спросил:
- Ну, а как все же техникум?
- Техникум? Нельзя сказать, что это хороший техникум. Техникум как техникум. Двойку ему мы не поставим. Хвалить тоже не будем. Не за что. Скажите лучше, что мне доложить министру и главку о строительстве здания техникума?..
Оставим собеседников в Новосибирском Обкоме КПСС и вернемся к периоду сжатия. Наш политехникум после исторического прорыва 1967 года получал арендованные аудитории в школах № 125, № 61, № 166, в Новосибирском Государственном Университете, во вновь построенной школе № 190. Более того, в 1970 году с помощью Михаила Алексеевича Лаврентьева мы получили соседний жилой дом. К этому времени Управление эксплуатационных служб СО АН, возглавляемое Львом Георгиевичем Лавровым, усвоило идею старшего шефа и на 180°
изменило свое отношение к техникуму. Если бы нам представилась возможность соорудить доску почетных создателей техникума, то мы вторым после М.А. Лаврентьева поместили бы фотографию Л.Г. Лаврова. В течение длительного периода, который мучительно тянулся в течение восьми лет, Лев Георгиевич был решительным защитником интересов техникума. Он нам передал дом по ул.Океанской, он заставил РСУ переделать его из жилого в учебное заведение, он обеспечивал нас транспортом, снабжал ремонтными материалами, выкраивал единицы (!) мест в общежитиях СО АН для нужных техникуму активистов-комсомольцев таких, как Валя Костенко, Сергей Герман, он выжимал из жилищной комиссии жилплощадь для приглашенных нами из Томска специалистов - преподавателей Галашовой А.А. и Вотинцевой А.Г., вопреки воплям и протестам институтов СОАН.Он оказывал нам помощь в аренде помещений. Он был бессменным членом бюро РК КПСС, его мнение уважали в Исполкоме, и это определяло успех дела.
В арендованных помещениях мы получали только классные комнаты. Естественно, в школах мы не имели возможности монтировать оборудование, ставить приборы. Лабораторную и кабинетную базу мы организовали в "своих" двух домиках. Очень сложным делом было расписание. Особенно, когда необходимо было делать переходы групп из школ № 61, № 190 в помещения техникума и обратно. Терялось время. Сокращалась длительность уроков. Два домика имели 16 аудиторий. В соответствии с учебными планами мы должны были располагать кабинетами и лабораториями числом более сорока. В то же время мы не могли оставить нашу базу без классных комнат совсем. Пришлось создавать в комнате по четыре-пять кабинетов и лабораторий. Меня спросят, как это возможно. Вот именно, как это возможно?.. На стеллажах размещались в определенной системе приборы и оборудование
для разных лабораторных работ. И, когда по расписанию приходила группа для работы номер такой-то по электронике, со стеллажей на столы ставилась необходимая техника, на следующей паре проводилась работа по импульсной технике, оснастка менялась, и т.д. Конечно, потери времени были большими, страдало качество, а что было делать? В маленьких классах было душно, в полном смысле слова, нечем было дышать. Были обмороки. Вызывали скорую помощь. На защите дипломных проектов в июне 1972 года учащийся Женя Павлов потерял сознание и упал на стол, за которым размещалась государственная квалификационная комиссия.Особенно усложнялась наша жизнь зимой. А зима, как известно, в Сибири длинная. С чувством глубокого уважения к героизму людей наблюдал я не раз, как по снежной тропинке, гуськом след в след, спешит группа учащихся из школы к себе "домой".
Идут гуськом потому, что шаг в сторону - и снег по пояс. А вот и преподаватель спешит, ему надо обогнать группу, ему, бедному (если это он) или ей, бедной (если это она), приходится стороной через целину обгонять вереницу. Иногда ученики, разобравшись в обстановке, сами залезали в снег и пропускали по тропке Евгению Афанасьевну или Эмму Александровну. А я смотрел и думал: идут, как альпинисты по плато или как полярники в Арктике. Куда и зачем идут? Идут за знаниями, за навыками, за правом называться техниками, а учителя идут, как тыловики науки, с сознанием и чувством того, что без тыла наука не победит!..
Безвестные герои семидесятых. Да сохранится память о вас в веках!..
Зажатыми в тиски были не только классные комнаты и лаборатории, но и все жизненно необходимые помещения. В комнате площадью 8,5 кв.м работали зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по производственному обучению, руководитель физ. воспитания, военрук техникума и секретарь партийной организации. В такой же комнате во втором доме размещались два заведующих отделениями, секретарь учебной части и комитет ВЛКСМ. Учительская 10 кв.м. В техникуме работало 24 человека штатных преподавателей, в перерывах между уроками собиралось 12-15 человек одновременно. Сесть было не на что и негде. Зимой зайдешь в учительскую и иной раз не найдешь места, куда шапку положить.
В комнатке 8 кв.м размещались: бухгалтерия - 3 человека (здесь же была касса), зам. директора по АХЧ и агент по снабжению. Здесь так же, как и в учебной части, был установлен порядок очередности пользования рабочими столами. На все подразделения техникума в период с 1966 по 1978 год был один телефон 65-69-31. По этому единственному каналу
велись все административно-хозяйственные переговоры, нередко междугородние с Москвой, по этому же каналу связи преподавательницы-мамы контролировали СВОИХ детей-школьников, как они готовят уроки, что едят, разогрели или нет вчерашнюю котлету, по этому же каналу связи, говоря полунамеками, объяснялись в своих чувствах наиболее смелые ученики и ученицы с неизвестными, скрывавшимися где-то в институтах СОАН, лаборантами и сотрудниками осуществлялась информация о том, где что дают, где кримплен и как прошли именины.Гардероба не было. Учащиеся раздевались в аудиториях, где на стенах были прибиты крючки, преподаватели и сотрудники - в преподавательской и служебных помещениях. В условиях неимоверной тесноты работал буфет техникума "об одном" раздаточном окне с четырьмя стоячими столиками. У каждого такого столика, диаметр которого не превышал 80 см, размещалось в "часы пик" 12-16 человек.
В одной из аудиторий на первом этаже "второго" дома просел потолок. Соответственно на втором этаже опасно прогнулся пол. Чтобы предотвратить аварию, В.К. Лужковой подпер потолок подпоркой. Подпорку эту стали гордо называть колонной, а аудитория была прозвана "колонным залом". Как-то весной талые воды с крыши проникли каким-то образом, минуя второй этаж, в "колонный зал". Я вел урок, когда неожиданно обсыпалась с шумом штукатурка у одной из стен и с части потолка. Девочки (группа была в основном женской) подвинулись в сторону от обвала. После небольшого замешательства урок продолжался. С тех пор апартаменты НПТ учащиеся шутливо называли "Графские развалины".
Тиски сжатия давили на нас не только в пространстве, но и во времени. Две дневные смены и вечернее отделение вынуждали нас работать в трехсменном режиме. Перерывы между уроками были по пять минут, между парами - по десять. Между сменами интервал 50 минут. Надо было успеть провести классный час или какое-то собрание в группе и сделать уборку, подготовить аудиторию к следующей смене. В такой спешке качество внеклассной работы сильно страдало. Между тем именно скверные условия и связанные с ними трудности обязывали нас всемерно развивать и активизировать внеклассную воспитательную работу. Зажатой в тиски оказывалась и работа преподавательского коллектива, профсоюзная, партийная, политико-воспитательная. Пользуясь тем, что по средам
вечернее отделение не занималось, мы сдвигали начало второй смены на одну пару и в это время проводили заседания педагогических советов, политучебу преподавателей и персонала, профсоюзные и партийные собрания. Однако, в месяце всего четыре среды, а неотложных мероприятий набегало на все восемь или даже десять сред. Поэтому многое делалось между сменами в интервале пятидесяти минут.Так жили. Так УЧИЛИСЬ. Так работали.
Небольшой преподавательский коллектив никогда не забывал наказ, данный нам Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым - быть учебным заведением, достойным Новосибирского научного центра. Многие работали творчески, "с огоньком", вкладывая в работу все силы, всю душу.
В период сжатия нами были проведены эксперименты. Расскажу о некоторых.
По инициативе Фарита Нагимовича Мирсаяфова, проводившего один из них ранее в станкостроительном и машиностроительном техникумах, было решено объявить учащимся, что те из них, которые получат в конце семестра средний балл по предмету 4 и выше, будут освобождены от экзаменов. Это же положение сохранили на весенний семестр, имеющий значительно большее значение, поскольку это переводной семестр. При этом мы поставили условие преподавателям всех предметов: повысить уровень требовательности при оценке устных ответов на каждом уроке. Наша цель была в том, чтобы учащиеся готовились к каждому уроку, на каждом уроке могли подтвердить знание текущего изучаемого материала, Учащиеся в это не поверили. В результате поначалу были освобождены от экзаменов лишь единицы учащихся. Однако мы сохранили установку. В последующем число освобождаемых от экзаменов росло и в 1969, 1970 годах достигло в отдельных группах 100%. К этому времени в коллективе появилось немало педагогов, которые не могли согласиться с нашим нововведением. Поскольку на педсоветах раздавались голоса, утверждавшие незаконность освобождения от экзаменов, оно было отменено.
В 1978-79 учебном году в техникуме по изучению курса экономики, организации и планирования производства было организовано игровое Управление производством. В группе № 126 третьего курса на базе 8-ми классов были организованы: директор, его пост занял преподаватель экономики - директор техникума; отделы: плановый, конструкторский, технологический, снабжения, кадров, диспетчерский, технического контроля, техники безопасности, гражданской обороны и пожарной безопасности. В каждом отделе приказом директора были назначены заместитель и инженер-исполнитель.
Было определено, что учащиеся первых курсов являются исполнителями заданий Управления. Итак, плановый отдел - планировал, что надо сделать. Допустим, к очередному празднованию 7 Ноября украсить фасад, сделать украшения праздничной колонны. Конструкторский отдел разрабатывал эскизы украшений, технологический - определял, как все это сделать, снабженцы считали,
сколько надо красного материала и других предметов, чтобы все это осуществить. Все эти решения передавались затем в группы первого курса. Чувствуя ответственность за порученное дело, учащиеся-"малыши" проявляли чудеса изобретательности в борьбе за честь получить задания.Уроки по экономике проходили необычно. Расположение столов в аудитории менялось. Столы выстраивались буквой "Т", во главе располагался директор, он же директор техникума, он же преподаватель экономики. За столом сидели не учащиеся, а начальники и заместители начальников отделов, инженеры отделов размещались на стульях вдоль стен. Шло диспетчерское совещание. Проверялось исполнение планов, утрясались планы на будущее. Осмысливался и усваивался принцип управления трудом коллектива учащихся.
Итак, В техникуме были созданы два звена: управляющее и управляемое. Однако бедность (нет, не бедность, а нищета, нищенство!) нашей материальной базы не позволили нам осуществить главную идею. Она состояла в том, чтобы можно было в управляющем звене изобретать и конструировать, в управляемом - выполнять все это в натуре. Имелось в виду, например, сконструировать и изготовить летающую, управляемую по радио модель дирижабля, управляемые летающие модели самолетов, плавающие модели кораблей, наглядные учебные пособия по физике, электронике, электротехнике, экзаменующие устройства, да мало ли еще что!.. Но для всего этого надо было иметь мастерские, оснащенные станками, инструментами и приспособлениями, позволяющими что-то вытачивать, собирать, паять, а еще лучше сваривать, чтобы можно было сделать необходимую отливку, где можно было бы красить, склеивать, резать, сверлить. Увы... Все это было лишь в мечтах. На самом деле ничего не было. Управляющие и управляемые звенья могли лишь чистить снег на дорожках около зданий, украшать фасад к праздникам 7 Ноября и 1 Мая, заниматься ремонтом мелкого инвентаря, что не было заметно и не имело никакой видимости.
Техникумом был издан информационный листок средствами зонального ЦНТИ, подготовлена статья. В этих материалах подробно излагались идея эксперимента и его осуществление в рамках наших возможностей.
Несомненным достижением техникума в те годы было открытие новых преподавателей. Несчастье техникумов заключается в том, что никто в нашем государстве не готовит преподавателей техникумов. В общеобразовательный цикл приходят учителя школ, имеющие специальное педагогическое образование. В общетехнический цикл на преподавание теоретической механики, сопротивления материалов, технического черчения приходят, как правило, инженеры с производства, а что касается специальных предметов, формирующих как раз того самого техника, который нужен государству, то на их преподавание привлекаются только инженеры (иначе и не может быть!), не имеющие никакого представления о педагогике. Парадокс, но факт.
В Новосибирском политехникуме в первые годы его существования росли преподаватели - мастера высокой квалификации, пришедшие в техникум из институтов инженеры Швецова Элеонора Петровна и Шумская Маля Михайловна. Элеонора Петровна была приглашена на электронику, Маля Михайловна - на теоретические основы электротехники. Инженеры, приходящие в техникум, абсолютно уверены в том, что для них достаточно хорошо знать предмет и квалифицированно раскрыть его содержание перед учащимися. Так они и делают. Однако на первом же экзамене они обнаруживают непонимание их учениками и незнание "рассказанного" предмета. Проходит время - годы, и лишь потом с трудом и мучением инженер начинает понимать разницу между "рассказать" об электронике и "научить" электронике.
К чести Элеоноры Петровны и Мали Михайловны, они эту ИСТИНУ усвоили с первого года своей преподавательской деятельности. А еще через пару лет комиссии любых рангов в своих выводах называли их лучшими преподавателями, в совершенстве владеющими методикой урока в свете современных требований. Конечно, это результат главным образом их стремления к мастерству, однако нельзя отрицать и положительное воздействие на них "потомственных" педагогов. Я имею в виду Антонину Михайловну Чусовитину, Елену Прокопьевну Юсину-Бадьину, Валову Женеву Афанасьевну, а в последующем Гладких Лидию Степановну, Смоленскую Анну Лаврентьевну, Ильину Августу Митрофановну... Новичкам было у кого учиться!.. И они учились и достигли блистательных вершин.Отдельно не могу не отметить становление как педагога Евгения Ивановича Пупышева. Евгений Иванович - своеобразный человек, имеющий два высших образования, пришел в техникум с небольшим педагогическим опытом. Любил словечки, поражавшие, а иной раз валившие с ног его учеников, особенно учениц
.Все это теперь в туманной дымке прошлого. А Евгений Иванович - хороший человек, преданный делу труженик, оборудовал необходимое количество чертежных досок (он преподаватель технического черчения) плавающими на лесках рейсшинами, сконструировал специальные стеллажи и сделал все это так ловко, что наша универсальная аудитория за 7-10 минут превращалась в кабинет графики. Запасся откуда-то документацией по практическим заданиям. Грубоватый с виду, но добрый по натуре, он находил какие-то неизведанные пути к
сердцам учащихся, и его группы, где он осуществлял классное руководство, не раз выходили в число передовых; он поражал ребят прекрасной игрой на скрипке.Новосибирский политехникум в арендованном помещении начал свою деятельность летом 1966 года, а переехал в новое здание на ул. Русской в микрорайоне Правые Чемы лишь 5 мая 1978 года. Таким образом, его строительство заняло отрезок времени протяженностью без малого 12 лет! За это время техникум подготовил и выпустил 1212 человек специалистов-техников разных
специальностей, из числа которых 518 человек были распределены и направлены в институты и организации Сибирского отделения Академии наук СССР. 756 человек из числа окончивших в этот период времени были местными жителями, т.е. проживавшими в Советском районе и прилегающих к нему поселках. Если количество направленных в систему СОАН и количество местных выпускников представить в процентах, то это составляет соответственно 42,6% и 62,4%. В последовавшие за этим три года - в 1979, 1980 и 1981 годах СОАН уменьшило число принимаемых выпускников, уменьшился так же в числе окончивших удельный вес местной молодежи. Так в 1979 году в СОАН было направлено 22% ОКОНЧИВШИХ, В 1980 году - 24%, в 1981 - 18,5%. Соответственно удельный вес местных выпускников составил 42%, 42% и 34,4%.Теперь техникум располагает аудиторным фондом, соответствующим нормативам, имеет все необходимые лаборатории и кабинеты, прекрасные учебно-производственные мастерские, студенческий клуб с актовым залом, спортзал, библиотеку с просторным читальным залом, буфет, медпункт, рядом - столовая с большой пропускной способностью, общежитие на 200 с лишним мест.
Это открывает реальную возможность осуществления задумки Михаила Алексеевича Лаврентьева - создать техникум, готовящий нужных Академии специалистов, соответствующий высокому уровню работы научно-исследовательских институтов СОАН СССР. Так пусть же техникум станет одним из фрагментов памятника этому неповторимому ученому века...
май 1981 г.
В 1949 году, будучи директором Новосибирского авиатехникума, я зашел как-то на урок к Николаю Сергеевичу Уханову - бывшему научному сотруднику ЦАГИ. Николай Сергеевич не смутился и спокойно продолжал урок. Я устроился за свободным столом на "Камчатке" и стал наблюдать. Николай Сергеевич делал на доске вывод формулы аэродинамической подъемной силы крыла. Объяснял спокойно, с предельной убедительностью, не спешил, давая возможность слушателям осмыслить и записать происходящее. В группе царили дисциплина и порядок. Постепенно, незаметно для самого себя, я был околдован и полностью захвачен своеобразной красотой математических преобразований. Закончив вывод, Николай Сергеевич обвел двойной рамкой формулу, прошелся между столами и, вернувшись к доске, сказал:
- Посмотрите, пожалуйста, на формулу. Вы аэродинамики, вам надо помнить ее всю жизнь.
Потом он достал из ящика своего стола тарелку с нарезанными дольками яблока и стал раздавать каждому по кусочку.
- Кушайте обязательно. Это крайне необходимо.
В группе оживление, смех. Слышны приглушенные: "спасибо", "кислое", "а у меня сладкое" .., "спасибо".
Прозвучал звонок. Мы прошли в учительскую.
- Скажите, - спросил я Уханова, - вы всегда кормите учеников яблоками?
- Виктор Вениаминович,- ответил он, - поверьте, - первый раз в жизни! Я же не знал, что вы придете. До урока думал, как заставить их запомнить формулу. Память человека набирает силу, если что-то печатается в его мозгу в момент нравственного напряжения - испуга, радости, удивления. А также в связи с чем-то. Особенно, если это необычно. Необычное запоминается само собой. Вкус яблока на уроке - это событие, которое запомнится им на всю жизнь. А вместе с ним запомнят и формулу.
Сейчас идет фронтальная борьба за интенсификацию обучения. Могут подумать, старики всегда трясут своим прошлым, дескать, посмотрите, как раньше было!
Я вовсе не за то, чтобы преподаватели кормили студентов на лекциях конфетами. Я за то, чтобы помимо поисков путей интенсификации обучения с помощью применения и использования ЭВМ и другой современной техники, не забывалась бы область психологии. Уханов ведь тоже думал об интенсификации...
Опубликовано в газете "Университетская жизнь", № 40, 30 декабря 1985г.
Ноябрь 1942 года. На Волге шли тяжелые, кровопролитные бои. Мир не знал еще Сталинграда таким, каким знает его теперь. Начавшееся контрнаступление Красной Армии с целью окружения вражеских войск развивалось успешно. Директор и парторг ЦК на заводе имени Чкалова днем, в разгар рабочей смены внезапно "по тревоге" вызвали из цехов командный состав и пригласили в автобусы. Сообщили лаконично: едем на встречу с симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. Разместились в небольшом зале клуба им. Сталина, что напротив театра "Красный факел". На сцене оркестр в полной готовности ожидал слушателей. Вышел дирижер и по взмаху его волшебной палочки зал наполнился звуками. Сначала это было что-то обыденное, мирное, пестрое и разное, как толпа в летний выходной день на Красном проспекте. Но вот на этом солнечном фоне появились слабые, потом все более различимые такты чего-то грубого, размеренно шагающего, все ближе, все громче. Светлые, радостные тона потонули в этом грохоте, исчезли совсем, вместо них осталась страшная поступь надвигающейся смертельной опасности.
Звучание оркестра потрясающее. Кристальная чистота и блестящая техника исполнения отчетливо заметны даже тем, кто не часто обращает внимание на музыку. Исполнители вкладывают в игру всю душу, все наболевшее - горечь и неимоверную тяжесть блокады, гибель близких людей, непривычный для них холод Сибири, веру в силу и могущество своего народа, надежду...
Эффект был совершенно невероятный. Люди, далекие от искусства, вырванные из грохота цехов, в которых они вот уже более года круглосуточно, как солдаты в бою, делали свое дело, не щадя сил, как раскаленная сталь, были брошены в море бессмертной симфонии.
Именно так упрочняют сталь.
Притихшие, растерянные, даже несколько испуганные начальники смен цехов и потоков, технологи, конструкторы, сборщики и мотористы, главные специалисты завода, погруженные в мир звуков, становились другими. Лучше. Сильнее. Более стойкими. О чем они думали? Они сами не знали. Где-то в подсознании шевелились скорее всего не мысли, а ощущения - боль, радость, надежда, отчаяние, да мало ли еще что. Порой всплывало что-то в памяти, совсем не имеющее отношения к происходящему. Приходят новые силы, бодрость, оптимизм, желание действовать, добиваться и обязательно добиться. Во что бы то ни стало!
Когда отзвучала финальная кода, в зале наступила мертвая тишина. Дирижер повернулся к публике, на лице его были усталость и удивление. Зал молчал. Тогда он вновь обернулся к оркестру, что-то тихо сказал, взмахнул палочкой. Грянула задорная, искристая, полная жизни и огня полька. Теперь звуки помчались куда-то вдаль, где цвело, где любовь, радость, где счастье людское. Они мчались, стараясь обогнать друг друга, но дирижерская палочка обеспечивала твердый порядок, и полька дружно и лихо мчалась как гоголевская тройка. Теперь, вслед за последним тактом, зал дружно встал и взорвался аплодисментами. Аплодировал за все сразу - за симфонию, за польку, за исполнение, за вложенные в звуки чувства
и сердца. Шумели долго, до изнеможения. Дирижер улыбался, кланялся, оркестр, стоя, приветствовал публику.Потом вышел известный музыковед Соллертинский и сказал:
- Товарищи, симфонический оркестр .Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского исполнил для вас Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича и Концертную польку Иоганна Штрауса. Желаем вам успехов!
Так по крупицам ковалась Победа.
УЖ № 40, 30 декабря 1985 г.
Малышка (3,5-4 года) водит гулять кошку. Кошка огромная. Малышка маленькая. Кошка не собака, в ногу не ходит. Малышка идет по траве, кошка сидит и смотрит. Когда расстояние становится достаточным, кошка в несколько прыжков догоняет малышку. Затем все повторяется. Кошка ждет, не сводя глаз с хозяйки, затем догоняет. Но вот ребенок поворачивает домой.
Надо перейти асфальт. Ребенок останавливается на поребрике и внимательно смотрит по сторонам. Убедившись в отсутствии опасности, бросается бегом через дорогу. Расстояние между кошкой и малышкой резко увеличивается. Кошке надо догнать малышку, и она сжимается в два прыжка но по асфальту, шурша резиной резко бежит "Москвич". Момент... и кошка погибнет. Однако, подчиняясь инстинкту, она на миг замирает на месте, и когда это чудовище из резины и металла проезжает, кошка вихрем перелетает асфальт.
Малышка и кошка уходят за рамку окна, и я их больше не вижу.
УЖ № 6, 4 февраля 1986г.
Еду в автобусе на работу. Сижу у окна и в который раз рассматриваю примелькавшиеся дома, деревья, дорожные знаки. Людно. Солнечно. Автобус прибывает на остановку "Дом быта". Среди ожидающих сидит беспородный щенок, не проявляющий интереса к чему или кому-либо. Определить его владельца невозможно. В момент полной остановки, когда после ужасного шипения с грохотом раскрылись двери и пассажиры устремились
"из" и "в", щенок раскрыв пасть, зевнул с такой страшной силой и так заразительно, что мне, глядя на него, свело челюсти. Окончив зевать, для чего он задрал голову кверху и слегка набок, он звонко защелкнул пасть и, низко опустив нос к земле, медленно и устало помотал мордой справа налево... слева направо.Автобус тронулся, и щенок пропал из вида.
УЖ № 6, 4 февраля 1986 г.
Тихий, солнечный, светлый день. Я стою у окна. На дорожке две женщины оживленно обсуждают что-то. Невдалеке стоит детская колясочка, в ней кукла, а рядом хлопочет девочка лет четырех, не больше. В коляске пестрые кукольные одежды, тряпочки, ленточки. А по дорожке скачет сорока. Она держит курс прямо на коляску, подскакав вплотную, хватает клювом красную ленту и решительно тянет её с целью унести. Девочка хватает за противоположный конец ленты и тянет обратно. Женщины этого не видят. Между тем, на дорожке разгорается серьезный конфликт. Сорока горит желанием завладеть яркой лентой, но девочка никак не хочет уступить ей. Как жаль, что у меня в тот момент не было фотоаппарата. Какой бы был кадр!
________________________
© В. В. Мануйлов